8(926)353-03-60
Ежедневно: с 7:00 до 22:00
Главная Схема проезда
Звоните!
8(926)353-03-60

Эскалаторы

Какое обычное механическое устройство, встречающееся в зданиях всех типов во всех странах мира в наши дни, не претерпело, в сущности, никаких изменений с момента изобретения более 100 лет назад? Если вы догадались, что это эскалатор, вы правы. Однако недавно запатентовано нововведение, представляющее собой одно из первых существенных изменений в конструкции эскалаторов с момента их изобретения в конце XIX века. Устройство называется левитатор. Его запатентовал в 2010 году Джек Леви, почетный профессор машиностроения в Лондонском городском университете.

традиционной конструкции эскалатора избыточные ступени движутся под используемыми ступенями, что существенно ограничивает возможности проектирования. Однако в левитаторе используется непрерывный контур изогнутых сцепленных между собой ступеней, которые могут двигаться по любой траектории: вверх, вниз, плоско, по прямой или кривой - и при этом нести пассажиров.



По словам Леви, все эскалаторы основаны на одной и той же конструкции, появившейся в 1897 году. Изобретение Леви - один из первых случаев, когда кто-то вернулся к чертежной доске и задумался о том, как можно построить эскалатор с нуля, используя современную технологию. Эта новаторская конструкция позволит архитекторам создавать эскалаторы буквально любого нужного им вида, в том числе по кривой свободной формы.

Новые возможности

- Необходимость транспортировки людей между этажами быстро и эффективно диктует создание комплектов прямых устройств в атриумах и открытых пространствах, - говорит Леви. - Ну, а если эти устройства смогут повторять форму открытого пространства или смогут изгибаться? Это открывает целый мир новых возможностей для архитекторов.

Представьте, например, левитатор в виде двойной спирали ДНК в здании для биологической организации, или использование левитатора для безопасного турне по движущемуся тематическому парку.

По словам Дэвида Чэна, директора Центра информационного лидерства Городского университета и консультанта проекта, левитатор открывает новые перспективы для архитекторов в зданиях самого разного типа. Поскольку для него не требуется выемка грунта для обратной цепи, его можно устанавливать поверх существующих лестниц с минимальным их разрушением.

Левитатор запатентован в Великобритании, Европе, США и Китае, и Чэн говорит, что Лондонский городской университет активно ищет стратегических партнеров среди архитекторов и компаний-изготовителей, чтобы выпустить левитатор на рынок. Чэн утверждает, что, поскольку эта система может перевозить на каждой ступени вдвое больше людей, чем традиционный эскалатор (при сопоставимых ценах), это предложение привлекательно и с финансовой точки зрения.

Преодоление технических трудностей

Удивительно, что специализация и опыт Леви связаны не с производством лифтов и эскалаторов, а с промышленным производством и проектированием. Он начинал свою деятельность в самолетостроении и работал над широким кругом конструкционных и технологических вопросов, возглавляя факультет машиностроения Лондонского городского университета.

В течение многих лет Леви пользовался эскалаторами лондонского метро, что заставило его задуматься о возможности создания модели эскалатора с несколькими изгибами. По его словам:

- После разработки первоначальной концепции возникли две основные технические проблемы. Первая заключалась в разработке соединения, которое позволило бы горизонтальное движение между ступенями наряду с вертикальным, а вторая - в том, чтобы закрыть зазор (для обеспечения безопасности) между изогнутой стационарной стеной и прямой стороной движущейся ступени. Решения обеих этих проблем вошли в патент.

Одна из архитектурных фирм, обсуждающих с Городским университетом возможности коммерческого использования в Лондоне левитатора, - это компания PLP/Architecture. Директор по научно-исследовательской работе этой компании Ларс Хессельгрен говорит, что начинал заниматься проектированием изогнутого эскалатора несколько лет назад, но потом забросил это, поскольку его фирма не является изготовителем.

- Затем, - продолжает Хессельгрен, - когда демонстрационный видеофильм о левитаторе появился в системе YouTube, люди начали спрашивать меня, не мое ли это изобретение. Очевидно, Джек и я думали об одном и том же. Нам хочется работать с разработчиками левитатора для реализации этой идеи, поскольку у нас есть достаточно четкое представление о том, как его можно использовать. Мы думаем, что в левитаторе заложен потенциал, способный изменить мир эскалаторов, каким мы его знаем.

Меньшая стоимость, большая гибкость

Хессельгрен полагает, что левитатор позволит проектировщикам и архитекторам строить эскалаторы дешевле и с большей гибкостью. Часто все здание создается вокруг эскалаторов, что ограничивает возможности проектирования. Сейчас эскалаторы нельзя использовать как средство аварийного выхода, но левитатор может изменить ситуацию.

Хессельгрен видит в левитаторе творческий способ, позволяющий владельцам и проектировщикам торговых центров привлечь большее количество покупателей на верхние этажи. Поскольку левитатор может доставить людей выше более удобным и эффективным образом, он должен привлечь внимание разработчиков торговых центров.



По словам Леви, стоимость установки левитатора будет аналогична стоимости установки традиционного эскалатора. Но поскольку левитатор может перевозить вдвое больше людей на каждой ступени, стоимость в пересчете на полезную ступень уменьшается вдвое. Кроме того, все техническое обслуживание и проверки можно проводить сверху, что уменьшит время простоев и эксплуатационные издержки.

Хессельгрен считает, что наземное обслуживание вместо подземного сможет перевернуть всю транспортную систему метро. Эскалаторы, доставляющие людей в подземные транспортные системы, могут быть закрыты для технического обслуживания месяцами, а левитатор теоретически может сократить это время, трудозатраты и издержки вдвое. Подземные системы типа нового проекта Crossrail в Лондоне проектируются, исходя из установки, что эскалаторы должны быть прямыми. Хессельгрен верит, что система изогнутых эскалаторов типа левитатора может существенно уменьшить издержки.

Это не спиральный эскалатор

Если вы думаете, что уже видели спиральный эскалатор или эскалатор свободной формы, может быть, это и так. Конструкции спиральных эскалаторов патентовали ранее - некоторые из них даже в начале XX века. Компания Mitsubishi является одной из компаний-производителей спиральных эскалаторов, с 1986 года она установила около 100 таких систем в разных странах мира, преимущественно в Азии (примерно по 4 таких эскалатора в год).

Дейв Тернер, американский консультант по лифтам и эскалаторам, знаком с конструкцией спиральных эскалаторов, он говорит:

- Рынок принимает спиральные эскалаторы в ограниченном количестве из-за высокой стоимости их изготовления, установки и обслуживания.

Чэн объясняет, что левитатор - это гораздо больше, чем спиральный эскалатор:

- Принципиальным различием между левитатором и спиральным эскалатором компании Mitsubishi является то, что последний должен следовать круговой траектории с фиксированным радиусом. В левитаторе каждая ступень может идти прямо, затем двигаться по изогнутой траектории одного радиуса, после чего пойти по изогнутой траектории другого радиуса. Другими словами, конфигурацию левитатора можно задать разной формы.

И Леви, и Чэн признают трудности, связанные с принятием на рынке такой новой технологии, как левитатор. Столкнувшись с рядом препятствий в самом начале своих попыток продать левитатор компаниям-изготовителям, они пошли другим путем, сосредоточив внимание на продаже системы не изготовителям, а архитекторам, разработчикам схем и даже потребителям.

Например, видеофильм о левитаторе в системе YouTube на ноябрь 2010 года был просмотрен 226 ООО раз. По словам Чэна, «если мы сумеем заинтересовать людей, они придут к нам. Именно это и происходит сейчас».

Леви полагает, что после установки примерно шести левитаторов все барьеры рухнут, и это расширит возможности архитекторов в области проектирования нелинейных форм. Одним из основных вопросов является стоимость разработки концепции опытного образца, который должен быть спроектирован.

Главное - это безопасность

Безусловно, в левитаторе должна быть учтена безопасность пассажиров, и, добавляет Тернер, «существует масса вопросов, касающихся безопасности, которые необходимо решить в конструкции левитатора».

С этим согласен Джим Маркуски, консультант по лифтам и эскалаторам:



- С инженерной точки зрения, в первую очередь я стараюсь вычислить, каких неприятностей следует ждать от той или иной конструкции. Следовательно, мне хотелось бы знать, как поведет себя левитатор при высоких нагрузках, будет ли он работать безопасно? При этом, я думаю, возникнут ли проблемы с правильной установкой и сборкой системы направляющих. А, кроме того, можно ли соблюдать необходимые допуски и как насчет вибраций и качества движения? Однако я вижу, чем эта система понравится архитекторам, и могу оценить ее неограниченный потенциал, если она будет работать в соответствии с замыслом и представлениями разработчиков.

Заглядывая в будущее, за пределы первого периода принятия системы, Леви полагает, что левитатор способен расширить весь рынок лифтов/эскалаторов на 20%, поскольку его можно использовать там, где нельзя установить традиционные эскалаторы и движущиеся дорожки. Он может заменить некоторые лифты с привлекательными для владельцев стоимостными показателями.

Тернер тоже считает, что у левитатора большой потенциал, если все сложится удачно и можно будет преодолеть все трудности:

- Если Леви добьется успеха со своей конструкцией, ее использование будет ограничиваться только воображением архитектора или проектировщика здания и стоимостью данного транспортного средства.



Звоните!
8(926)353-03-60