8(926)353-03-60
Ежедневно: с 7:00 до 22:00
Главная Схема проезда
Звоните!
8(926)353-03-60

Лаборатории ЛИИЖТа

В научно-исследовательской лаборатории ЛИИЖТа разработаны прогноз развития хозяйства сигнализации и связи до 1990 г. и рекомендации по совершенствованию системы технического обслуживания устройств автоматики и связи. В разработках показано, что существенным изменениям подлежат все основные элементы системы обслуживания, а также сами устройства, уровень надежности которых является важнейшим фактором, определяющим содержание этой системы. В табл. 1 приведена структурная схема системы технического обслуживания устройств автоматики и связи.

Совершенствование системы обслуживания ставит три цели: повышение надежности действия устройств и безопасности движения поездов; снижение трудоемкости обслуживания; улучшение социальных факторов.



В развитии системы обслуживания можно выделить два этапа: первый — совершенствование обслуживания за счет организационно-технологических мер при существующем уровне конструкционной и технологической надежности техники, индустриализация производства в хозяйстве сигнализации и связи; второй — коренное изменение системы обслуживания благодаря увеличению межремонтных сроков, постепенному внедрению таких видов, как обслуживание «по состоянию», восстановительное обслуживание. Необходимое условие второго этапа — существенное повышение надежности самих устройств.

Осуществление первого этапа является задачей дистанций сигнализации и связи. Это предусмотрено приказом № 24Ц от 24.06.80 «О мерах по улучшению технического обслуживания и повышению надежности средств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах». Приказ является программным для отрасли, он диктует необходимость широкого внедрения индустриального метода обслуживания и ремонта техники.

В чем же заключается этот метод? Он включает в себя все основные элементы, обеспечивающие высокое качество обслуживания и ремонта, повышение надежности действия устройств, рост производительности труда.

Внедрение индустриального метода предполагает комплексный подход по следующим направлениям.

Совершенствование системы управления дистанцией. На современном этапе — это прежде всего диспетчеризация оперативного руководства. При этом основными функциями сменного инженера являются контроль за выполнением правил производства работ, своевременным и в полном объеме исполнением графиков технического процесса, обеспечение оперативности устранения отказов с анализом причин и принятием мер по их предупреждению. В обязанности сменного инженера входят также контроль за бесперебойной работой устройств, учет аварийно-восстановительного запаса и использования транспортных средств.

К совершенствованию системы управления относится перестройка организационной структуры дистанции с учетом формирования производственных участков и развития производственной базы, повышение эффективности труда руководителей.

Развитие производственной базы. На производственной базе концентрируется ремонт всего съемного оборудования (приборы, блоки, электродвигатели и др.). Здесь обеспечивается специализация ремонта, унификация технологических процессов ремонта в рамках дистанции. В РТУ ведутся учет и планирование замены съемного оборудования, подлежащего периодической проверке и ремонту. Специальная бригада производит доставку и замену приборов. Производственная база позволяет механизировать трудоемкие операции и в определенной степени закладывает основы для автоматизации процессов ремонта.

Особенность индустриализации — не только централизация ремонта. При индустриальном методе на основе производственной базы дистанции (ремонтно-технологического участка) или производственной базы линейного участка происходит централизация выполнения части работ по техническому обслуживанию устройств. Например, централизованная бригада может выполнять все работы по обслуживанию автоблокировки, специализированные бригады могут ремонтировать и заменять стрелочные электроприводы, регулировать рельсовые цепи и др. На станциях, в первую очередь на малых, централизованная бригада может выполнять квалифицированные работы квартальной, полугодовой и годовой периодичности, например проверку состояния пультов и табло и регулировку контактных систем кнопок и рукояток, проверку времени замедления сигнальных реле.

В целом объем работ по техническому обслуживанию централизованного исполнения определяется местными условиями, зависит от степени укомплектованности линейного штата и принятого метода обслуживания.



Развитие системы обслуживания в таком направлении идет успешно при наличии производственных мощностей. На уровне дистанции это производственная база технического обслуживания с необходимым станочным оборудованием, механизмами и транспортом. На уровне участка — производственно-техническая база линейного участка, а на уровне бригады — рабочие места и мастерские бригад.

Следует, однако, отметить, что отсутствие развитой, хорошо оснащенной базы не может служить основанием для отказа от совершенствования обслуживания. Опыт показывает, что даже при дефиците производственных площадей возможно внедрение индустриального метода с территориальным рассредоточением РТУ, гаражей, мастерских.

В настоящее время для дистанций разработан типовой проект основного центра технического обслуживания (ОЦТО) устройств СЦБ и связи, утвержденный МПС. Кроме того, ведется разработка типового проекта базы линейного производственного участка. Приказом № 24Ц утвержден табель оснащения дистанции механизмами, транспортными средствами, станочным и другим оборудованием.

Внедрение прогрессивных методов обслуживания. Исследования, проведенные лабораторией ЛИИЖТа, позволили дать классификацию методов обслуживания с учетом разделения и кооперации труда, определить условия их применения. Методы обслуживания могут быть разделены на две группы по критерию территориальной сосредоточенности устройств.

При высокой концентрации устройств в одном месте (ЭЦ крупных станций, ПАЗы, АТС и др.) должен применяться бригадный метод. Характер бригады (специализированная, комплексная, сквозная) определяется конкретными условиями. С учетом этого лаборатория ЛИИЖТа совместно с КБ ЦШ разработала «Типовой проект бригадной формы организации труда при обслуживании ЭЦ крупных станций». Этот проект утвержден МПС и внедряется на сети дорог.

Для участков с рассредоточенными устройствами вдоль линии на большом расстоянии (автоблокировка, воздушные и кабельные линии и др.) может применяться один из четырех методов: местных бригад, комплексный, централизованный и вахтовый. Выбор метода определяется местными факторами и зависит от степени укомплектованности и концентрации местного штата на малых станциях, наличия и характера притрассовых автодорог, интенсивности движения поездов, длины участка.

При достаточной укомплектованности местного штата, когда своими силами можно выполнить весь объем работ по техническому обслуживанию, наиболее рациональный — метод местных бригад. Если численность местного штата не позволяет выполнить весь объем работ, часть из них передается централизованной бригаде. В этом случае следует применять комплексный метод обслуживания, когда все работы на перегоне и часть работ на станциях выполняет централизованная бригада. В настоящее время разработан «Типовой проект организации труда при комплексном методе обслуживания автоблокировки и ЭЦ малых станций», который будет выпущен издательством «Транспорт» в конце текущего года.

Существуют участки, где на значительных расстояниях отсутствует персонал по обслуживанию устройств. Это малонаселенные или безлюдные участки. Здесь могут применяться две метода: централизованный и вахтовый. При централизованном методе обслуживание производится бригадой, базирующейся на опорной станции и по графику объезжающей все объекты. Условия применения этого метода — короткие расстояния в обе стороны от базы (иначе резко возрастут непродуктивные затраты времени), хорошие дороги, надежный транспорт.

В более жестких условиях остается единственный вариант — вахтовый метод. Он заключается в том, что устройства обслуживаются поочередно сменяющими друг друга бригадами (вахтами), которые постоянно проживают в опорном населенном пункте. Министерством путей сообщения определено Положение о вахтовом методе организации работ на предприятиях железнодорожного транспорта, расположенных в районах Дальнего Востока, Сибири, Казахстана и Урала (указание МПС Ш-27955 от 01.09.82).

Применение нормированных графиков. Нормированные графики и планирование работ с учетом объединения их в комплексы позволяют рационально организовать обслуживание и сократить непродуктивные затраты времени. Лабораторией ЛИИЖТа подготовлены такие материалы для основных устройств СЦБ.

В чем значение нормированных графиков? В том, что они дают объективные данные о реальных затратах рабочего времени, позволяют определять, с одной стороны, резервы производительности труда и «узкие» места в производстве, а с другой стороны — четко показывают предел повышения производительности труда при данном порядке обслуживания (перечне работ, периодичности, технологии и методе их выполнения).

На дистанциях находят применение такие методы и формы организации работы, как расширение зон обслуживания и совмещение профессий. Это, безусловно, прогрессивное движение, так как оно способствует повышению эффективности производства, мобилизует инициативу трудящихся. Но в какой степени его можно использовать при обслуживании устройств СЦБ и связи. В частности, расширение зон обслуживания может осуществляться за счет повышения квалификации работников, рационализации приемов труда и т. д. Использование этих факторов дает положительные результаты. В промышленности, например, благодаря им производительность труда повышается на 8—10%. Однако дальнейшее расширение зон обслуживания ведет к невыполнению части плановых работ. В промышленности такое нарушение, когда работник берет на себя больше, чем он может доброкачественно сделать, выявляется относительно легко: на предприятиях есть выходной контроль ОТК, лабораторный экспресс-анализ и т. д.



А как в хозяйстве сигнализации и связи проявляется нарушение порядка обслуживания? Отказами, браками, снижением уровня безопасности движения, что совершенно недопустимо. В этом заключается особенность труда связистов.

Необходимо установить максимально допустимое увеличение зон обслуживания, при котором не произойдут нарушения установленного порядка обслуживания устройств. С учетом этого обстоятельства следует определять задания по росту производительности труда.

При внедрении индустриального метода должно уделяться внимание совершенствованию системы стимулирования. Стимулирование труда, как материальное, так и моральное, действуя совместно с четким контролем исполнения, является одним из важнейших рычагов, управляющих качеством технического обслуживания.

Индустриальный метод позволяет улучшить социальные условия работников дистанции. Решение социальных вопросов сокращает текучесть кадров, привлекает квалифицированных работников, снижает заболеваемость трудящихся. Средствами достижения этих целей являются улучшение организации и условий труда; обеспечение жильем и детскими дошкольными учреждениями; стимулирование труда; поддержание здорового морально-психологического климата в коллективе; повышение квалификации работников; улучшение организаторской и воспитательной работы с молодежью по закреплению ее на предприятиях.

...Подводя итоги необходимо отметить, что внедрение индустриального метода — не единовременное мероприятие, а постепенный, длительный процесс, требующий высокой активности руководителей, творческого подхода трудовых коллективов.

Второй этап развития системы технического обслуживания требует значительного повышения надежности устройств. Для перехода к нему недостаточно индустриализации одних линейных предприятий. Он может быть реализован лишь на основе индустриализации всей отрасли, включая систему заводов-изготовителей, проектных и конструкторских организаций. Решение вопросов концентрации, механизации и специализации производства на этом более высоком уровне позволит резко повысить конструкционную и технологическую надежность устройств, увеличить периодичность обслуживания, повысить производительность труда.



Звоните!
8(926)353-03-60